Историю аргентинского танго конечно не расскажешь вот так вот в одной статье. Поэтому я начинаю серию рассказов про аргентинское танго.
История аргентинского танго: рождение звезды
Сегодня я расскажу про самые истоки того танго, к которому мы привыкли сегодня – давайте будем его называть САТ (Современное Аргентинское танго).
Но сначала историческая справка относительно вице-королевства Рио-де-ла-Плата (дата образования 1 августа 1776 года, дата упразднения 1814 год)
Вице-королевство Рио-де-ла-Плата
или Ла-Пла́та — испанское вице-королевство в Южной Америке. Во время своего существования оно включало в себя территории современных Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии. Столица — Буэнос-Айрес.
Королевство было создано для противодействия португальской экспансии. Основано в 1776 году по факту отделения от вице-королевства Перу. Существовало до мая 1810 года: вице-король (Бальтасар Идальго де Сиснерос де ла Торре), в результате ряда политических и общественных событий, произошедших в Буэнос-Айресе, был отстранён от власти.
В аргентинской историографии события получили название Майская революция. Это отдельная и очень интересная история. Тоже про нее как-нибудь напишу.
Почему танго называют аргентинским?
А мы возвращаемся к нашему САТ. Дело в том, что танго именуется аргентинским, но логичнее его было бы называть рио-де-ла-платским. Ведь танго активно распространяется именно в регионе Рио-де-ла-Плата, в котором и расположена столица Аргентины Буэнос-Айрес. А ещё танго активно танцуют в Монтевидео – это столица Уругвая, расположенная на другом берегу Рио-де-ла-Плата.
«Ведь не называют же тульский пряник русским пряником, только потому что Тула в России)))»
Еще одна небольшая справка:
Сейчас Рио-де-ла-Плата формально именуется рекой, а вообще это огромный эстуарий (устье реки, неразделённое на рукава, имеющее форму воронки, расширяющееся к морю).
Этот эстуарий образован слиянием двух рек: Параны и Уругвая. На одном берегу эстуария расположен Буэнос-Айрес, на другом – столица Уругвая город Монтевидео.
Буэнос-Айэрес и Монтевидео
На самом деле Буэнос-Айрес и Монтевидео – это сокрщенные названия. Полное название столицы Уругвая в русской транскрипции звучит как Сан-Фелипе-и-Сантьяго-де-Монтевидео.
А Буэнос Айрес: Ciudad de la Santísima Trinidad y Puerto de Nuestra Señora de Santa María de los Buenos Aires [сидад де ла сантисима тринидад де нуэстра сеньора де санта мария де лос буэнос айрес].
Переводится это на русский язык так: Город Пресвятой Троицы и порт Богородицы Святой Марии Добрых Ветров“.
Рождение звезды Аргентинского танго
САТ появилось путем трансформации. Влияние на него имели разные музыкальные культуры: андалузское танго, кубинская хабанера, афро-уругвайское кандомбе, милонга (культура гаучо), и в нем есть даже немного от европейской мазурки и польки.
Как сказал выдающейся аргентинский композитор и драматург Энрике Сантоса Дисеполо: все это сложилось в “грустные мысли, облечённые в форму танца”.
Составляющие аргентинского танго
Андалузское танго
Родом это музыкальное направление из Испании. Это одна из разновидностей фламенко – сольный, весёлый и живой танец+ вокальная партия. Испанцы любят говорить, что именно их разновидность фламенко, эмигрировав в Аргентину, потом превратилось в САР. И это часть легенды САР.
Милонга
Народный музыкальный жанр Аргентины и Уругвая, популярный среди гаучо в сельской местности. Гаучо – это люди жившие в селах, сильные, выносливые, вспыльчивые, добрые и справедливые. Для Аргентины гаучо тоже важный символ.
А слово «милонга» африканского происхождения и выходит из языка банту. Это язык африканских племён – чернокожих рабов в Бразилии, Аргентины и Уругвая
Кандомбе
Этому танцу примерно 200 лет, и сложно сказать, представители какого конкретно племени Африки стали его “авторами”. Танец, возникший среди рабов, проданных в порту Монтевидео, имел ещё и религиозные корни.
Историк Рикардо Родригес Молас выдвинул в 1957 году теорию про африканское происхождение танго, и в его работе есть такая цитата из записок местного чиновника из Буэнос-Айреса, датируемая 1789 годом.
Вот его текст:
“Не допускайте танцев и танго рабов вместе, потому что на этих собраниях рабы могут взбунтоваться и сбросить ярмо рабства”.
Если это перевести, то получится: не нужно, чтобы они собирались и танцевали…
В общем подводя тут итоги, мы понимаем, что наше САР прямо смесь жгучих перцев! Но посмотрите, что на самом деле произошло:
Абсолютно разные культуры сошлись в одном по факту городе Буэнос-Айресе, и засияла новая звезда!
Этот танец похож на путешественника, который совершил кругосветное путешествие и приехал домой. Такие люди восхищают и вдохновляют, в общем, как и наше САТ.
Свою конечную же оболочку оно смогло обрести потому, что Буэнос-Айрес стал конечной точкой путешествий для многих художников и музыкантов. И именно в нем, опираясь на историю и питаясь современностью, танго стало расцветать.
На заре своей популярности, танго, как и люди, его создавшие, было отвергнуто высшим обществом и католической церковью, но было дико популярно в трущобах (аррабалях), портах и борделях Буэнос-Айреса.
Всё это переселение в Буэнос-Айрес длилось не одно десятилетие – только итальянцев с испанцами в страну прибыло около 5 000 00 человек. В 1903 году население Буэнос-Айреса подбиралось к отметке 900 000 человек, а в 1906 году шагнуло за миллион. Вся эта лавина эмигрантов прибыла в Буэнос-Айрес в период с 1890-х по 1930-е года, и эти 40 лет – самые важные 40 лет в истории танго. Потому что первые два десятка лет стали эпохой синтеза танго из музыкальных культур эмигрантов, а вторые два десятка – эпохой расцвета, “золотым веком” аргентинского танго.
Кто хочет поближе познакомиться с той эпохой и в красках, то рекомендую к прочтению книгу Артуро Переса Реверте – “Танго старой гвардии”, блестяще описавшего жизнь жиголо и компадритос и как рождалось танго.
Танго – это не танец для высшего общества, а именно танец для всех – и портовых бедняков, и бордельных проституток, и местных компадритос. Произведение, не лишённое художественного вымысла, но почти с документальной точностью воспроизводящее атмосферу припортовых районов Буэнос-Айреса начала ХХ века.
Танго рождался, как танец-импровизация, и его часто называют диалогом между мужчиной и женщиной.
Никто и никогда не знает, каким будет следующий танец. Женщина никогда не знает, куда поведёт ее мужчина через секунду. А мужчина не знает, куда поведет женщину на следующую музыкальную фразу. Танец никогда не пишется и не строится заранее – он рождается каждый раз заново. Одна пара никогда не станцует два одинаковых танго, если это не постановочный танец.
Подводя итоги первого периода танго, можно его охарактеризовать, как примитивизм. Мы видим, что танго сложился как танец-импровизация с самобытным характером, цель которого – общение.
А о том, что произошло дальше, я напишу в следующий раз. Именно на следующем витке развития танго будет окончательно формироваться как стиль называемый в литературе «танго старой гвардии».
Про мифы и легенды об Аргентинском танго вы можете почитать в моем блоге на Пульсе.